aLidJrUyDAk

Советы логопеда – нарушение слоговой структуры слова

Нарушение слоговой структуры слова (CCC).

 

Коррекция ССС — одна из приоритетных задач в логопедической работе с дошкольниками с системными нарушениями речи. Формирование ССС влияет на успешность овладения грамматическим строем речи, усвоения звукового анализа, письма, чтения.

 

Выделяют несколько типов нарушений слоговой структуры слова:

  1. Нарушение количества слогов:
  • ​Сокращение (пропуск) слога: «молоко» — моко;
  • Опускание слогообразующей гласной: «собака» — собка;
  • Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных: «радуга» — радудага;
  1. Нарушение последовательности слогов в слове:
  • Перестановка слогов: «реката» — карета;
  • Перестановка звуков соседних слогов: «летефон» — телефон;
  1. Искажение структуры отдельного слога:
  • Сокращение стечений согласных: «тол» — стол;
  • Вставки согласных в слог: «стулт» — стул;
  1. Уподобление слогов: «татамат» — автомат;
  2. Персеверации(циклическое повторение одного слога).
  3. Антиципации(замена предшествующих звуков последующими): «пипитан» — капитан;
  4. Контаминации(смешение элементов слов): «лептау» — лепят бабу.

Профилактика и коррекция:

  • формирование пространственных представлений и оптико-пространственной ориентировки:

«Вот какие мы» («Покажи живот, спинку»: Живот — впереди, спинка — сзади. Где животик? Где спинка?)

«Наводим порядок» (перед ребенком варежки, перчатки, сандалии и т.д. — «Найди пару», «Правильно поставь сандалии»)

«Ладошки и следы» (необходимо найти пару из контура разных ладошек и следов)

«Поезд» (Перед ребенком в колонну выставляются игрушки и задаются вопросы: «Кто впереди, сзади, далеко, близко?»)

«Собери сказку» (Перед ребенком — набор игрушек или предметов: «Поставь лошадку близко к домику. Поставь человечка между домом и елкой»)

«Найди клад» (ориентировка по схемам)

– «Где гудит паровоз» (определение местоположения звука).

  • развитие временно-пространственной ориентировки:

«Зайчик пошел в гости» (Ребенок в роли зайчика идет по инструкции в гости к белке, ежику, лягушке. У кого был сначала, потом, в самом конце?)

«Что сначала, что потом» (Взрослый дает ребенку задания: 1) вначале попрыгай, потом сядь на корточки, в конце хлопни в ладоши; 2) вначале покачай мишку, потом покорми зайку, в конце наряди куклу — ребенок выполняет, а затем описывает последовательность своих действий)

«Посмотри и повтори» (Взрослый показывает серию движений, ребенок смотрит, затем повторяет все движения в нужной последовательности).

  • развитие динамической и темпо-ритмической организации движений:

совершенствование движений общей моторики: (ребенок/дети выполняют инструкции: «Делай как я», «Продолжайте сам»: 1) Сели-встали, сели-встали… 2) Руки в стороны- на пояс, в стороны-на пояс… 3) Нога вперед-назад-в сторону, вперед-назад- в сторону)

совершенствование мелкой моторики (чередование различных поз: 1) Кулачки-ладошки… 2) Колечки-ушки-рожки… 3) Пальчики здороваются)

развитие артикуляционной моторики (чередование разных поз органов артикуляционного аппарата: 1) «Лягушка»-«Хоботок»-«Бублик»; 2) «Часики»-«Лопатка»-«Иголочка».

– развитие чувства темпа («Мышка и кошка» – взрослый показывает детям, как легко и быстро на носочках бежит мышка, а за нею медленно крадется кошка. Движения выполняются по кругу под звуки бубна. На частые удары-быстро, как мышки, на редкие- медленно, спокойно, как кошка; «Кулачки-ладошки» – взрослый читает стихотворение, а дети выполняют движения руками в нужном темпе:

Есть у любого два кулачка, стукнул один по другому слегка: Стук  стук, стук  стук.
Ну а ладошки не отстают, следом за ними весело бьют: Хлоп  хлоп, хлоп  хлоп.
Кулачки быстрее бьют, до чего стараются: Стук  стук  стук, стук  стук  стук,
А ладошки тут как тут, так и рассыпаются: Хлоп  хлоп  хлоп, хлоп  хлоп  хлоп.

– формирование чувства ритма:

– «Гром» – хлопнуть в ладоши громко/тихо, опираясь на рисунок: большая туча-громкий хлопок, маленькая тучка-тихий)

– графические упражнения на переключение: «Бусы» (чередование бусин разного цвета, например: красный-желтый-красный-желтый и т.д.), «Дорожка» (чередование двух-трех геометрических фигур, различных предметов)

– воспроизведение ритмов с опорой на наглядность, на схемы: «Снежинки», «Дождик», «Дятел» («Дождик»-большая капля-длинный хлопок, маленькая капелька-короткий).

– воспроизведение заданного ритма на слух (отстукивание заданного ритма).

 

Игры и упражнения, используемые в процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры

  • Слоговые дорожки (на дорожках следы — в зависимости от количества слогов в слове — ребенок говорит слово, наступая на каждый слог на следующий след).
  • Слоговые домики (1. Количество слогов соответствует количеству этажей в доме — 3 дома с разным количеством этажей — ребенок произносит слово, считает слоги и ставит картинку в нужный дом. 2. Количество слогов в распределяемых словах зависит от жителей домов: мак — 1 слог, лиса — 2, ворона — 3 слога).
  • «Дом — замок — избушка» (распределение слов в зависимости от количества слогов в данных постройках: в дом — слова из одного слога, в замок — двусложные слова, в избушку — слова, состоящие из 3 слогов).
  • «Часы» (найди и покажи стрелкой слова из двух 1-3-4-х слогов)
  • «Додумай слово» (подобрать слово к схеме – с опорой на картинки и без них, например: __СА ; __  __  НА)
  • «Паровоз» (паровоз состоит из нескольких вагонов, вагоны различаются количеством окон, в зависимости от этого распределяются слова – в вагон с одним окном – односложные слова, с двумя – двусложные и т.д.).

Работа над словосочетаниями, предложениями, текстами

  • «Добавлялки»(Перед детьми картинки. Взрослый начинает, ребенок заканчивает, а затем повторяет словосочетание. (Например: серый…(волк), воздушный…(шар), трусливый…(заяц).
  • «Снежный ком»(Слова сопровождаются движениями рук сверху вниз, сколько слов, столько движений, как бы «шагаем по ступенькам». Количество слов постепенно увеличивается. Каждый раз начинаем «шагать» сверху вниз заново. (Например: Снежинка. Падает снежинка. Падает красивая снежинка. Падает красивая маленькая снежинка).
  • Работа над чистоговорками, потешками, прибаутками, стихами.

Учите с детьми стихи, потешки, придумывайте различные истории, сопровождая речь с ритмичными движениями, задействуйте все части тела – все это способствует развитию четкой координированной речи, а самое главное – дает возможность провести с ребенком время весело и продуктивно!

Статью подготовила:

логопед, дефектолог

Подворотова Оксана Андреевна