Профилактика дисграфии у школьников

Рекомендации для родителей

Профилактика дисграфии у школьников

Дисграфия – это неспособность овладеть в должной мере письмом, которое является одним из самых сложных видов человеческой деятельности. Оно начинается с замысла, создания плана текста, определения последовательностей мыслей, формирование их в предложения. Затем предложение надо разделить на слова, определить звуковую структуру, последовательность звуков в слове. Затем каждый звук соотнести с определенным зрительным образом буквы и воспроизвести движением руки зрительный образ буквы. Ох! Ну и процесс!

Так вот! Несформированность любого из перечисленных этапов может привести к трудностям при обучении грамоте, то есть к дисграфии.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

Внимательно просмотрите школьные тетрадки своего ребенка, понаблюдайте за тем, как он пишет и читает.

Дисграфики переставляют, пропускают или добавляют лишнюю букву в слове, «застревают» на одной букве (за зомом росла мамина – за домом росла малина), пишут букву раньше времени (дод небом лолубым – под небом голубым).

Дисграфики путают: с-з (зима – сима), о – у (ручей – рочей), ё – ю (клюква – клёква),  г – к – х (сухой – сугой), р – л (смелый – смерый, с – ш (шишки – шиски), з – ж (железо – зелезо), ч –щ (роща – роча), ч – ц (грачи –граци), ц – т (птицы – пцицы), ц – с (курица – куриса).
Чего не стоит делать ни при каких обстоятельствах?

  • Заставлять ребенка читать и писать с утра до вечера.  Механическое натаскивание, бесконечные письменные задания дадут негативизм и ненависть к письму. А разве этого мы добиваемся?
  • Усаживать ребенка читать большие тексты, писать большие диктанты. Большая нагрузка породит отрицательное отношение к занятиям. Лучше меленькими, но уверенными шагами идти к поставленной цели.
  • Ругать ребенка или огорчаться, если у него что-то не получается, показывать ему свое раздражение.
  • Чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
  • Устраивать ребенку проверки на скорость чтения. Для чего? Вы и так знаете как ваш ребенок читает. Лучше читайте с ним по очереди, постепенно увеличивая объем.
  • Стараться исправить все сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снизьте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Советы родителям

  1. Свежий воздух, активные прогулки (старайтесь каждые выходные вывозить ребенка на природу, среди недели больше гулять, пусть ребенок дышит свежим воздухом и насыщает свою головушку кислородом).
  2. Словесные игры (играйте в слова: придумать слово, которое начинается на последнюю букву, постепенно усложняйте задачу, пусть ребенок придумывает слова на предпоследнюю или третью с конца букву).
  3. Наглядные тактильные буквы из пластилина, бархатной бумаги, скручивани букв из проволоки – пусть ребенок на ощупь угадывает буквы. Хороша игра «Азбука Морзе» – написание букв на спине или на детской ладони, и их отгадывание.
  4. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием текста.
  5. Упражнение «Лабиринты» (Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), зрительное внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.
  6. Упражнение «Корректурная проба». (Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным шрифтом. Ребенок каждый день в течение пяти-семи минут работает по книге с заданием: зачеркивает в тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «о», затем «а», затем «о». Дальше согласные, с которыми есть проблемы (но отрабатывать сначала по одной букве, через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть «парными», «похожими» по написанию или элементам (п-т, п-р, м-л (сходство написания); г-д, у-ю, д-б). Необходимые для проработки пары букв можно выявить при просмотре любого текста, написанного вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел написать).
  7. Упражнение «Пишем вслух». (Каждый день пишите карандашом короткие диктанты, послания в будущее, вымышленные истории, что хотите. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок. Все что пишет ребенок, пусть проговаривает вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением «слабых мест». (например: ВОрона хОтела кусочЕк сыра).

Проверка написанного. Красную ручку прячем в самый темный угол и вперед…

– ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, или фиолетовой ручкой. Красной ручки в школе ребенку предостаточно.

– дайте тетрадь на исправление ребенку, он имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно.

И так, цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, тетрадь в прекрасном состоянии, ребенок чувствует свою самостоятельность, мамины нервы не пострадали.

Учитесь с ребенком ВМЕСТЕ.

Он будет Вам благодарен за поддержку и помощь.

Желаю пятерок не только в школьном дневнике, но и в дневнике «ЗДОРОВЬЕ».

 Логопед: О.А. Подворотова