Левша. Переучивать или нет?

А как поступили бы Вы?

Я задалась этим вопросом, когда обнаружила, что у моего ребенка ведущая рука левая. После 1 года это стало более очевидно, до этого мой малыш пробовал кушать, рисовать, сортировать, конструировать одинаково, как левой, так и правой рукой.

Но постепенно я стала обращать внимание, что левая рука занимает лидирующую позицию. И тут стали рождаться вопросы…. Интересно, а как я буду учить его держать ложку, кисточку, ручку? Как учить держать ножницы? Переучивать или нет?

В реальной жизни у левшей возникают проблемы, казалось бы, на пустом месте. А давайте оглянемся и посмотрим, как устроено все вокруг нас. Готовы?

И так… Бытовая техника, различные приборы, пульты управления, открывание дверей, автомобили – рассчитаны в основном на праворуких людей, а значит возможны ограничения в выборе профессии.

Стараясь переучить ребенка писать правой рукой, многие родители, оправдывая себя, объясняют это желанием помочь ребенку «спокойно жить потом», в праворуком мире. Родители говорят: «Вдруг это как-то помешает ему в жизни», «В школе все дети пишут правой рукой. Зачем же ему выделяться?», «Мне кажется это какое-то упрямство, можно научиться и правой работать».

И так, что же испытывает ребенок при переучивании на «правильную» руку?

Навязывание несвойственного варианта двигательной деятельности напрягает ребенка, приводит к нервной возбудимости, неустойчивости внимания, резкому снижению работоспособности. Ребенку трудно включить в работу «новую» руку, переключиться на другой вид деятельности. Переучивание может стать риском возникновения неврозов. Ведь переучивая ребенка, мы нарушаем баланс взаимодействия полушарий головного мозга, вторгаемся в сложные и еще несформированные механизмы координации и управления движениями, нарушаем естественный ход совершенствования этих механизмов в процессе возрастного развити. То есть мы намеренно создаем условия для трудностей, неудач, неумелости, неловкости.

В итоге, ребенок ощущает неуверенность в своих силах, тревожность, нерешительность, боязнь повторить неудачу, обиды. Стараясь избежать столь тяжелых переживаний, ребенок часто отказывается рисовать или писать. Но отказ от рисования и письма возможен только до школы, а в школе «конфликт» между возможностями ребенка и требованиями к нему становится неизбежным. Ребенок боится, но вынужден подавлять свой страх, он не уверен в своих силах, но должен работать. Это все приводит к подавлению эмоций, повышенной возбудимости, неадекватности реакций, нарушениям сна, невротическим проявлениям. А вы попробуйте написать любое слово левой рукой, а взять ножницы в левую руку и вырезать ровную геометрическую фигуру или контур какой-нибудь зверушки.

При переучивании леворукого ребенка угнетаются функции правого полушария, это может привести к нарушению речевых функций, зрительно-двигательных координаций, ослаблению внимания, замедлению развития интеллектуальной деятельности.

Итак, что же делать родителям, как помочь леворукому ребенку справиться с возникающими у него проблемами?

Вы-родители, самая главная опора и поддержка для ребенка, особенно при поступлении в школу. Поддержав его в этот период, заложив в нем прочный фундамент для развития уверенности в себе, вы сформируете иммунитет против «А ты не такой как все», «А что, левша?!». Сделайте собственный календарь прививок «Ручка-леворучка», включив такие прививки: «Ты-индивидуальный!», «Ты все умеешь!» и п.т.. Подкормите, зарядите ребенка положительными пилюлями-эмоциями.

Первая вакцина: «Антинегатив» (ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости. Причем речь идет не только о прямых упреках и порицаниях, а даже о тяжелом вздохе, упоминании о его неловкости. Ребенок может не показать вида, даже не до конца осознать это, однако, он еще раз вспомнит, что у него «что-то не так».

Вторая вакцина: «Ты все умеешь» (не драматизируйте ситуацию школьных неудач, это не конец света! Ребенок должен быть уверен, что все поправимо, трудности – временные, и с вашей помощью он справится (вы не поможете, тогда КТО поможет?). Постарайтесь понять истинные причины неудач. Если не дается письмо, буквы корявые, штриховка кривая – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координаций (лепка, рисование, вышивание, вязание, перебирание крупы). Если ребенок пишет зеркально, путает похожие по написанию буквы и цифры, правую и левую стороны, тренируйте зрительно-пространственное восприятие. Если речь ребенка бедна и невыразительна, предложения односложны, трудно описать простую ситуацию, читайте повествовательные рассказы, пишите план-схему, с помощью которого ребенку будет легче пересказать, задавайте наводящие вопросы, заучивайте стихи.

Третья вакцина: «Рациональность» (дозированный и продуманный режим дня. Леворукий ребенок имеет достаточно ранимую нервную систему: возбудим, быстро утомляется, невротические расстройства. Поэтому, постарайтесь освободить его от «продленки», дайте возможность днем 1-1,5 часа поспать или просто полежать. Не забывайте, что необходимо время для прогулок, игр на воздухе (2-3 часа), продолжительность сна должна быть не меньше 11 часов (для детей 6—7 лет).

Четвертая вакцина: «Взаимоуважение» (приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если с первого дня ребенок будет садиться за уроки сам и научится просить вас о помощи, если он в ней нуждается. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее через каждые 15—20 минут работы 10—15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению. У ребенка должно быть право самому выбирать, что он будет делать вначале, а что в конце. Ребенок должен иметь право на ошибку и при этом быть уверен, что ошибки не караются, а исправляются.

Примите вашего ребенка таким индивидуальным и таким необычным для окружающих. Ведь леворукость-это не дефект. Ребенок здоров, НО нуждается в вашей поддержке на пути в праворукий мир.

Хотя, вы знаете, что существуют ножницы, прописи, ручки для ребенка-леворучки? Это и будет большой помощью для ребенка на начальном обучении.

Не наказывайте за неудачи, не кричите, не усугубляйте и не травмируйте состояние вашего ребенка. Помогите ему расслабиться, успокоиться и снять напряжение.

При возникновении вопросов, проконсультируйтесь с учителем, обратитесь к логопеду и получите необходимые консультации.

Берегите своего ребенка-леворучку.

 

 

 

Логопед: О.А.Подворотова