Отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями

Отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями  работает  с 9.00 до 18.00 в полустационарной форме обслуживания,  в субботу  — с 9.00 до 13.00.

Заведующий отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями – Девятых Надежда Ефимовна.

В отделении работают специалисты —  специалист по реабилитационной работе в социальной сфере, логопед, психолог, учитель — дефектолог, музыкальный руководитель. Работа строится на тесной взаимосвязи и сотрудничестве педагогов с воспитанниками, родителями, медицинскими и соц. работниками.

Цель — социализация, социально-бытовая адаптация; компенсация вторичных нарушений у детей с ограниченными возможностями, а так же их интеграция в общество.

Основной задачей является создание наиболее благоприятных условий для реабилитационной и коррекционной работы с детьми.

Работа ведется по следующим направлениям:

I. Психолого-педагогическая коррекция

1.Обследование психо-физиологического развития детей при поступлении и разработка дифференцированных программ реабилитации.

2.Комплексное развитие ребенка посредством психолого-педагогической деятельности.

Развивать и коррегировать психические функции детей (внимание, память, мышление воображение).

3.Развивать, корректировать коммуникативную функцию (вербальную и невербальную).

4.Корректировать эмоционально-волевую сферу детей.

Развивать умение оценивать собственные эмоциональные состояния.

5.Коррекция поведенческих реакций.

Анализ адекватности поведенческих реакций.

6.Развитие и коррекция пространственно-временной ориентации и ориентировки в схеме тела.

7.Развитие коррекции всех сторон речи с учетом диагноза и компенсаторных возможностей ребенка.

8.Развитие и коррекция общей и мелкой моторики.

9.Развитие и коррекция сенсорного восприятия.

II. Социальная коррекция детей.

1.Комплексное развитие ребенка посредством социально-коррекционной деятельности.

2. Формирование навыков самообслуживания;

3. Развитие и коррекция социально-бытовой ориентации.

4. Формирование санитарно-гигиенических навыков.

5.Формировать у детей способность познавать себя, осознавать себя как личность, познавать части и функции тела, осознавать процесс собственного роста и созревания

6.Формирование навыков самообслуживания и содействие обеспечению собственного существования.

7. Развитие и коррекция способности ориентации в окружающем мире и адекватного восприятия его.

8. Активизировать познание жизненного пространства в ближайшем и внешнем окружении.

9. Активизация трудовых навыков.

III. Психолого-педагогическое сопровождение семьи.

1.Индивидуальные беседы; выявление проблемы.

2. Психолого-педагогическоe сопровождение семьи.

3. Анкетирование родителей.

4. Комплексные мероприятия с семьей.

5. Психологические тренинги для родителей.

6. Анализ и коррекция семейных отношений.

7.Осуществление патронажа семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями;

8. Поддержание здоровья детей и развитие стремления следовать нормам здорового образа жизни.

В     отделении   созданы   оптимальные   условия   для     комфортного пребывания    детей: реализуется    индивидуальный    подход   к   каждому    ребенку    с    использованием   групповых  программ     реабилитации.

Основными задачами работы отделения являются: социализация, социально-бытовая адаптация детей; восстановление нарушенных или компенсация утраченных функциональных возможностей до социально-значимого уровня; интеграция детей с ограниченными возможностями в общество.

Для достижения поставленных задач специалисты и воспитатели отделения используют программы   коррекционно-развивающего обучения и воспитания дошкольников с нарушением интеллекта Е. А. Екжановой, Е. А. Стребелевой,  «Примерную  программу  для   детей   дошкольного  возраста»  под  ред.  Асмолова   А.Д.,  « От   рождения   до   школы»  под   ред.  Вераксы   Н.В. ,  а так же парциальные программы:

развитие и коррекция речи: Фадеева Ю.А., Пичугина Г.А.; Парамонова Л.А.; Архипова Е.В.; Протопович Л.; Нищева Н.; ФиличеваТ.Б., Чевелева Н.А.; преодоление моторной алалии: Башинская Т.В. Пятница Т.В.; логоритмика  Картушина М.Ю; развитие математических представлений у дошкольников с нарушением интеллекта: Чумакова И.В.; Сычева. Г.Е., Колесникова Е.В., Винникова Т.И;  развивающие прогулки для детей: Лаптева Г.В.; КравченкоИ.Р. Долгова Г.Л.; формирование крупной моторики у детей с синдромом Дауна: Патриция С. Уиндерс; развитие познавательной деятельности детей с синдромом Дауна Медведева Т.П ;  с ЗПР и умственной отсталостью: Забрамная С.Д.,  Боровик  О.В.; музыкальное  развитие: Тютюникова Т.Э.; Конвенан Е.И.; психокорррекционная работа с детьми и родителями по методикам: Самоукиной Н., Катаевой А.А., Стребелевой Е.А., Ткачевой В.В., Гаврилушкиной О.П., Баряевой Л.П., Зарина А.П., Чистяковой Н.И., Колос Г.Г., Крейз К.

При поступлении ребенка в отделение проводится первичная диагностика специалистами, промежуточная через 3  месяца пребывания и заключительная. По результатам диагностических данных специалисты выстраивают и корректируют свою реабилитационную работу.

Комплексное развитие, коррекция и социализация  осуществляется посредством психолого-педагогической, социально-коррекционной деятельности с учетом диагноза и компенсаторных возможностей ребенка, а так же важным и востребованным направлением работы является психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Психолого-педагогическое направление включает в себя работу всех специалистов  (педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатель), направленную на развитие коммуникативных функций, развитие и коррекцию речевой системы, развитие и коррекцию высших психических функций (внимания, мышления, памяти, воображения), сенсорное развитие, развитие мелкой и крупной моторики, коррекцию поведенческих реакций, формирования адекватной самооценки.  С этой целью педагогами проводятся занятия по социальному развитию, математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, с художественной литературой, по  обучению игре,  рисованию, лепке, аппликации, конструированию, физической культуре, а так же логопедические и психо-коррекционные.

Социальное направление включает: формирование навыков самообслуживания, развитие социально-бытовой ориентации, формирование у детей способности познавать себя, части и функции тела, активизацию трудовых навыков и познание жизненного пространства в ближайшем и внешнем окружении, развитие способности ориентации в окружающем мире и адекватного восприятия его.

Воспитанники отделения находятся в постоянном контакте с детьми отделения диагностики и социальной реабилитации: на прогулках, музыкальных занятиях, во время приема пищи и на праздничных мероприятиях. Этот симбиоз благотворно сказывается как на детях с ограниченными возможностями – разрывает их изоляцию в общении, так и на других — учит детей толерантности

Психолого-педагогическое  сопровождение семьи включает в себя оказание консультативной помощи, ежедневного психолого-педагогического патронажа, специально организованных мероприятий: семинаров и тренингов, выставок, выездных мероприятий, родительские собрания. Дети участвуют в совместных с родителями праздниках: Рождество, масленица,  день защитника отечества, праздник мам, Пасха, День Победы, День защиты детей, День Победы, день пап и др., проводятся походы с детьми и их родителями на речку, на спортивную площадку. Воспитанники отделения приняли   активное  участие  в   фестивалях: «Мы   вместе» г.Москва, «Мир   безграничных   возможностей», выезжали в город Москву на благотворительные марафоны и праздники.

Работа    отделения    направлена   на   включение   детей с ограниченными возможностями   и   их   семей  в    общественную     жизнь и   в   различные    виды социально   значимой    деятельности.

Устанавливаются    тесные    взаимоотношения      специалистов,  родителей и   детей   посредством   организации   семейного   клуба «Мир   вокруг  нас». Организуется   досуг   для   детей  и   родителей:  экскурсии,    праздничные мероприятия, посещение    зоопарков, музеев,   театров, библиотек так же встречи   с   интересными   людьми.