Советы логопеда

В речи ребенка появились запинки. Что делать?

 

Бывает так: в один прекрасный день, ни с того, ни с сего, ваш двух-трехлетний карапуз начинает говорить как-то странно: «Не-не-не хочу кашу!». На сердце становится тревожно, потому что каждый из нас сталкивался с заикающимися людьми,   мы можем представить себе те ограничения, которые накладывает этот недуг на нормальное речевое общение. И все-таки, поддаваться панике не надо. Помните, что запинки имеют отдаленное отношение к заиканию.

Физиологические запинки (итерации) —  часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, которое  требует иной коррекции, нежели заикание и  обычно возникает в случае, когда развитие мышления  малыша опережает его речевые возможности. Часто  сопровождаются хорошим  развитием, как умственным, так и физическим.

Итак, как только вам послышались в речи ребенка  «спотыкания», попробуйте определить, заикание это или запинки.

При запинках, как правило, не бывает судорог в области рта, шеи и т.д. в отличие от заикания.

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок  на просьбы говорить лучше, медленнее, плавнее.  Если  у малыша заикание, то его речь после этой просьбы будет только хуже, а у малыша с запинками  – лучше.

Бывает, что запинки проявляются, когда  ребенок особенно напряжен (говорит что-то длинное, новое, трудное), возбужден и т.д. Кто-то из малышей в такие моменты начинает волосы на палец накручивать, ногти грызть, даже краснеть, а детки с запинками  начинают повторять первые слоги или слова. Таким образом, велик риск возникновения  запинок у детей эмоциональных, очень развитых, впечатлительных.

Проанализируйте все ситуации, в которых участвует ребенок. Минимизируйте или исключите возможные стрессы.

При запинках лекарства не нужны,  за исключением ситуаций, когда они были вызваны тяжелейшим стрессом.

При коррекции запинок делаем необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Пересмотрите свое поведение  в отношении   воспитания ребенка: завышенные требования, отчуждение, критика, насмешки, раздражение – все это может спровоцировать запинки.
  2. При появлении запинок говорить с ребенком нужно тише и медленнее. Следует избегать эмоциональных обсуждений. Ни в коем случае нельзя фиксировать внимание ребенка на  своеобразии его речи. Если вы будете излишне волноваться, то малыш, глядя на вас, интуитивно будет чувствовать: «Что-то со мной не так». Просто скажите ему: «Давай попробуем пропеть это слово» или: «Давай скажем это слово шепотом». Покажите ему, как это делается.  Обычно при использовании этих приемов запинок нет.
  3. Общаясь с ребенком, дайте ему почувствовать, что его никто не торопит сказать, что все всегда дождутся окончания его мысли. Это значит, что не нужно его ни подгонять при ответах,  ни подсказывать слово. Также не используйте нетерпеливые жесты. Ждите молча, пока он подберет слова и верную грамматическую форму для высказывания. Старайтесь обращаться к с просьбами, которые ребенок может выполнить, задавайте вопросы. требующие только односложных ответов. Не нужно инициировать сложные диалоги.
  4. Особо серьезные требования предъявите к режиму дня. Необходимо ограничить  просмотр телевизора и  компьютерные игры. Перед сном включайте тихую музыку.
  5. Если  ваш ребенок стал запинаться из-за  интеллектуальных перегрузок, например, в школе раннего развития, то нужно «притормозить» образовательный процесс. Пускай  малыш месяц-другой ничем не занимается.

Если  запинки в речи  ребенка проявляются нечасто, никак не влияют на качество общения, не напрягают его самого, – то кроме консультации  у логопеда ничего делать не нужно. Логопед  в игровой форме научит малыша  приемам дыхательной гимнастики, релаксации, контролю над плавностью речи.

При правильном психолого-педагогическом подходе речевые запинки проходят сами собой.

Мы ждем Вас в отделении помощи семье и детям СРЦН «Ивантеевский «Теремок» по адресу: г.Ивантеевка, Студенческий пр-д, д.39, контактный телефон: 8(496)536-04-86. Наши специалисты окажут квалифицированную помощь.

Логопед ОПСиД

Филатова А.В.